Образовательная программа

Образовательная программа

Образовательная программа
муниципального бюджетного учреждения,
Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
"Успех"
на 2016-2017 учебный год

Загрузить в формате PDF

22 октября 2014

Образовательная программа

МБОУ ЦЕНТР ПМСС «УСПЕХ»

Образовательная программа

муниципального  бюджетного  образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

Центра психолого-медико-социального сопровождения «Успех»

на 2015-2016 учебный год

 

Утверждена решением
общего собрания коллектива
Центра ПМСС «Успех»
28.08.2015
Протокол № 2

 

I. Цели и приоритетные направления образовательного процесса в МБОУ Центре ППМС «Успех»

Муниципальное бюджетного  образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр психолого-медико-социального сопровождения «Успех» (далее – Центр) является специализированным учреждением в системе психологической службы образования городского округа Химки. Приоритетным направлением образовательного процесса является оказание психолого-педагогической помощи детям школьного возраста (далее по тексту – дети), имеющим проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации.

Основные задачи Центра:

  • оказание индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ;
  • консультирование родителей (лиц, их замещающих) по вопросам  развития, обучения и социальной адаптации детей;
  • оказание психологической помощи педагогическим работникам по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами обучения и поведения.
  • Основные направления деятельности Центра:
  • Дифференциальная психолого-педагогическая диагностика развития детей;
  • Оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и воспитания ребенка;
  • Подбор адекватного возможностям ребенка образовательного учреждения;
  • Организация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
  • Оказание помощи учащимся в личностном и профессиональном самоопределении;
  • Психопрофилактическая работа с детьми;
  • Консультирование родителей (законных представителей), педагогов, социальных работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в образовательном учреждении;
  • Психологическое сопровождение ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию;
  • Разработка рекомендаций, направленных на определение условий обучения и воспитания, адекватных возможностям ребенка;
  • Организация диагностических групп для динамического наблюдения и коррекции нарушений в развитии ребенка;
  • Формирование банка данных учащихся начальных классов, испытывающих трудности в обучении;
  • Организация психологического сопровождения детей, находящихся на надомном обучении;
  • Участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической, культурной и социальной компетентности населения;
  • Методическое руководство психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений;
  • Участие в  работе городской  психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
  • Оказание информационно-методической помощи психологическим службам образовательных учреждений.
  • Оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.
  • Содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
  • Психодиагностические исследования и мониторинги, направленные на определении возможностей учащихся и воспитанников, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья
  • Проведение психолого-педагогической экспертизы состояния детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также особенностей их семейного воспитания по запросам суда, отделов по охране прав детей и т.п.

 

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ.

Образовательная программа сформирована на основе комплексного подхода в решении проблем ребенка силами специалистов Центра. Коррекционные, развивающие, профилактические  программы разработаны в  соответствии с возрастными, а также  индивидуальными особенностями детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи. Комплексный подход в  коррекционно-развивающей  работе включает в себя:

  • обследование ребенка с целью выявления его индивидуально-психологических особенностей,
  • оформление психолого-педагогического заключения и выработку рекомендаций по программам сопровождения,
  • коррекционно-развивающие занятия ;
  • мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении реализуемых программ.

Логопедическая и дефектологическая коррекция осуществляется в соответствии с программами, утвержденными и рекомендованными Министерством образования. Программы психологической коррекции, а также программы дополнительного образования, содействующие коррекционно-развивающему процессу, разрабатываются специалистами центра, утверждаются Приказом директора по согласованию с Координационно-Методическим советом Центра.

Программы, реализуемые специалистами,   классифицируются по блокам, определяющим то или иное направление коррекционной и развивающей работы, в соответствии   с учебным планом учреждения. Программы ориентированы на коррекцию и развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств детей:  

  1. «Психологическая напаправленность»: коррекция и формирование личностных качеств, психологических новообразований, развитие произвольности и саморегуляции, социальных навыков, культуры деятельности и общения как основы психического развития детей. телесно-ориентированные программы психологической коррекции. профилактика и коррекция школьной неуспешности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие интеллектуальных способностей и поддержка одаренности, расширение кругозора, развитие воображения, логического и образного мышления
  2. «Дефектологическая направленность»: коррекция и развитие (мелкой моторики, речи, воображения, абстрактного мышления, памяти, внимания) удовлетворение потребности детей в творческом самовыражении через  развитие продуктивной деятельности  - рисования, лепки, аппликации,  изодеятельности, физическое воспитание (развитие крупной моторики, оздоровительная физкультура).
  3. «Логопедическая направленность»: коррекция и развитие устной и письменной речи, школьных умений, универсальных учебных действий.
  4. Программы профилактической направленности, реализуемые на основе ежегодных планов работы в соответствии с договорными отношениями: -  участие в  проектах, мероприятиях на основе взаимодействия с ОУ (скрининги, социально-психологические тренинги и др.).
  5. Программы  по работе с замещающими семьями
  6. Программы по работе с  родителями.

 

Направления образовательного процесса:

  1. Психологическое консультирование
  2. Коррекционно - развивающие занятия психологической, дефектологической и логопедической направленности
  3. Психологическая диагностика и скрининг сформированности предпосылок учебной деятельности (учебных компетенций) школьников.
  4. Психологическое просвещение субъектов образовательного пространства
  5. Психолого-педагогическое освидетельствование детей школьного возраста и разработка  индивидуального образовательного маршрута (ПМПК).

Психологическое консультирование - это оказание специальной помощи (посредством техник психоконсультирования) всем субъектам образовательного пространства по индивидуальному запросу, помощь в решении психологических проблем у учащихся, родителей и педагогов через:

  • очное индивидуальное психологическое консультирование  специалистами ППМС-центра (по предварительной записи ежедневно с 10.00 до 18.00);
  • тематическое консультирование на сайте Центра по следующим проблемам: детско-родительские отношения, школьная зрелость, особенности обучения детей с ЗПРи др.
  • семейное консультирование;
  • консультирование родителей по результатам сопровождения ребенка;
  • консультирование педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей
  • консультирование приемных родителей и опекунов 

Коррекционно-развивающее направление
Психологическая коррекция – это устранение отклонений в психологическом и личностном развитии воспитанников и учащихся, обеспечение соответствия развития возрастным нормативам, осуществляется через:

  • разработку и осуществление коррекционных программ, направленных на развитие, как отдельных сторон личности, так и личности в целом с учетом возрастных особенностей развития;
  • проведение коррекционно-развивающих занятий по индивидуальному для каждого клиента или группы  расписанию, предварительно согласованному с ними;
  • проведение тренинговой обучающей работы по коррекции личности;
  • проведение семейных тренингов по оптимизации детско-родительских отношений;

Психологическая диагностика и скрининг
Психодиагностика – это углубленное психолого-педагогическое изучение психологических особенностей ребенка, выявление индивидуальных особенностей и склонностей личности, определение причин нарушений в обучении и развитии, осуществляется через проведение психологических исследований личности с использованием различных методов диагностики:

  • обследование дошкольников с целью соответствия его развития возрастным нормам и выявления уровня психологической готовности к обучению в школе;
  • диагностика сформированности у обучающихся и воспитанников ведущего вида деятельности в соответствии с требованиями модели обучения;
  • изучение интересов, способностей и склонностей обучающихся и воспитанников;
  • диагностика в целях профессиональной ориентации подростков;
  • диагностика структурных компонентов учебного процесса: мотивов учения, целеполагания, учебных действий, самоорганизации школьника;
  • диагностика психологических причин отклонений в интеллектуальном и личностном   развитии обучающихся и воспитанников, неуспешности в обучении, нарушений поведения;

Проводится по запросу  родителей или администрации образовательных учреждений.

Процесс сопровождения школьника в Центре начинается с процедуры обследования. Оно предусматривает три стадии:

  • упрощенное (скрининг);
  • специализированное

Скрининг (первоначальная оценка) позволяет выявить только наличие проблемы, но не позволяет составить программу сопровождения. Скрининг – это относительно элементарная оценка, которая дает первоначальное, базовое представление о ребенке. Отличительные особенности скрининга следующие:

  • непродолжительность во времени (до 30 мин.);
  • простота интерпретации данных.

Скрининг позволяет выявить проблемы и оценить степень их влияния на состояние психологического здоровья школьников. Скрининговые техники или оценочные инструменты весьма разнообразны и их использование зависит от целей скрининга и конкретной ситуации. Скрининг сформированности предпосылок учебной деятельности  (универсальных учебных действий) проводится по запросу образовательных организаций городского округа Химки во второй и третьей четвертях учебного года.

Специализированное обследование проводится по запросу  и представляет собой углубленную диагностику какого-либо компонента психологического развития ребенка, либо его системы отношений.

Психологическое просвещение субъектов образовательного пространства

Психологическое просвещение – это создание условий для полноценного личностного роста и самоопределения воспитанников и обучающихся на каждом возрастном этапе в целях своевременного предупреждения эмоционально-волевых нарушений, психосоматических  заболеваний, возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта,  осуществляется через групповые тематические консультации, семинары, семинары-тренинги, круглые столы  со следующими категориями:

  • с воспитанниками и учащимися  по актуальным проблемам развития;
  • с педагогами по повышению психологической компетентности;
  • с родителями по формированию основ психологической грамотности;
  • с администрацией учебных заведений по повышению психологической компетентности.

Информационно-методическое направление - это организация методической работы с педагогами-психологами образовательных учреждений муниципального района в рамках деятельности муниципального методического объединения педагогов-психологов с целью:

  • ознакомления с современными достижениями психологии и педагогики;
  • повышения их профессионального уровня;
  • информирования по поводу нормативно-правовой базы деятельности педагогов-психологов;
  • оказания им психологической поддержки и реабилитации;
  • оказания помощи в решении трудных профессиональных проблем

Психолого-педагогическое освидетельствование детей школьного возраста и разработка  индивидуального образовательного маршрута.

Осуществляется в отношении детей в возрасте от 6 до 18 лет с отклонениями в развитии в рамках муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии городского округа Химки (ежедневно с11 до 13.00, кроме субботы и воскресенья).
Основная цель ПМПК — проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего психолого-педагогического сопровождения.
Осуществляется через организацию заседаний ПМПК по приказу Управления по образованию. Основными задачами ПМПК являются:

  • раннее выявление и предупреждение отклонений в развитии, затрудняющих социальную адаптацию ребенка;
  • комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика резервных возможностей ребенка и нарушений его развития;
  • определение специальных условий для получения образования несовершеннолетними;
  • подбор, проектирование и инициирование организации специальных условий обучения и воспитания, а также — психолого-педагогического сопровождения, адекватного индивидуальным особенностям ребенка;
  • формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;
  • использование информационной базы данных о научно-исследовательских, лечебно-профилактических, оздоровительных, реабилитационных и других учреждениях, в которые ПМПК направляет детей и подростков с отклонениями в развитии в соответствии с показаниями, при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;
  • консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;
  • участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;
  • стимуляция процессов интеграции в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.

Направление несовершеннолетних в ПМПК осуществляется по заявлению родителей (законных представителей). Инициаторами обследования несовершеннолетнего в ПМПК могут быть специалисты образовательных учреждений, учреждений, занимающихся обеспечением и защитой прав детей и подростков с отклонениями в развитии.
Предварительная запись ребенка на обследование осуществляется председателем ПМПК с согласия родителей (законных представителей). Родители (законные представители) ставятся в известность о необходимости представления в ПМПК документов.
Обследование ребенка в ПМПК осуществляется несколькими специалистами одновременно, что определяется психолого-медико-педагогическими показаниями, исключающими возникновение психотравмирующих и неэтичных ситуаций и только в присутствии родителей (их законных представителей).

Программное обеспечение деятельности Центра

Программы, реализуемые в Центре, имеют своей целью разрешение проблем  школьной неуспешности,  поддержку и развитие  личностных ресурсов детей и подростков.
Все представленные программы имеют научно-методическую базу, соответствующую современным требованиям, предъявляемым к психологической  работе с детьми и подростками, а также их окружением, выстроены с учетом особенностей категорий населения, апробированы и в настоящее время успешно применяются.
 

Рабочие программы МБОУ Центра ПМСС «Успех» на 2015-2016 учебный год по направлениям сопровождения:

1.1. Психологическое сопровождение:

  • «Учимся радостно» - педагог-психолог Журавлева Т.Е.
  • «Палитра» - педагог-психолог Журавлева Т.Е.
  • «Сказки для первоклашки» - педагоги психологи: Журавлева Т.Е., Богачкова Н.Л., Склярова В.В.
  • «Нейропсихологическая коррекция развития» - педагог-психолог Мостепаненко Т.И.
  • «Школа внимания» - педагог-психолог Богачкова Н.Л.
  • «Я учусь владеть собой» - педагог-психолог Богачкова Н.Л.
  • «Лесенка радости» - педагог-психолог
  • «Переменка» (образовательная кинезиология) - педагог-психолог Склярова В.В.
  • «Зеркало перемен» - педагог-психолог Чайка Р.П.
  • «Остров сокровищ» - педагог-психолог Савченко К.И.
  • «Королевство внутреннего мира» - педагог-психолог Катречко О.В.
  • «Жизненные навыки» (5-6 кл.) - педагог-психолог Катречко О.В.
  • «Скрининг психологического здоровья» - педагог-психолог Кунакова Н.Ю.
  • «Посмотри вокруг» - педагог-психолог Кривуля А.П.
  • «Ступени творчества» (6-8 класс) - педагог-психолог Чайка Р.П.

1.2. Логопедическое сопровождение:

  • «Занимательное письмо и чтение» - учитель-дефектолог Кривуля А.П.
  • «Красивое письмо» - учитель-логопед Лиджиева Т.Н.
  • «Домик звуков» - учитель-логопед Лиджиева Т.Н.
  • «Наш мир» - учитель-логопед Лиджиева Т.Н.

1.3. Дефектологическое сопровождение:

  • «Помоги Сереже» - учитель-дефектолог Журавлева Т.Е.
  • «Волшебные узоры» - учитель-дефектолог Кривуля А.П.
  • «Секреты внимания» - учитель-дефектолог Кривуля А.П.
  • «Школа умножения» - учитель-дефектолог Кривуля А.П.
  • «Учимся читать и писать грамотно» - учитель-дефектолог Титова О.С.

 

Направленность программы занятий Нормативный срок освоения Кол-во часов в неделю Максимальное кол-во часов в год Примечания
Коррекционно-развивающие занятия логопедической и дефектологической направленности От 3 до 6 месяц 2 48 Из расчета на 1 группу
Коррекционно-развивающие занятия психологической направленности 3 месяца 2 24 Из расчета на 1 человека
Тренинги 3 месяца 2 24 Из расчета на 1 группу
Логопедическая коррекция От 3до 9 месяцев 2 72 Из расчета на 1 человека
Нейропсихологическая коррекция развития 3 до 2 48 Из расчета на 1 группу

 

Программы для детей и взрослых, реализуемые на платной основе:

  1. Программы для родителей:
    • - Курсы родительских компетенций – коуч, заместитель директора по АХР Орлова М.В.
    • - Семейное консультирование – педагог-психолог, к. пс. н. Чайка Р.П.
    • - Клиентцентрированная психотерапия – педагог-психолог Катречко О.В.
22 октября 2014

Учебный план

А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я
городского округа Химки Московской области

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «УСПЕХ»

 

СОГЛАСОВАНО
Начальник Управления по образованию
Администрации городского округа Химки
_____________________ Г.Д. Державина
«_____»__________ 2015г.
УТВЕРЖДАЮ
___________________ Н.Ю. Кунакова
Директор МБОУ Центра ПМСС «Успех»
«   » июня  2015.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

п/п
ФИО педагога,
должность
Название программы Кол-во групп Кол-во часов на одну группу Кол-во часов по группам Кол-во индивидуальных часов Кол-во детей в группе Общее кол-во часов Кол-во групп на базе школ Всего детей
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 Журавлева Т.Е.
Педагог-психолог
0,5 ставки
Учитель-дефектолог
0,5 ставки
"Учимся радостно"
"Помоги Сереже"
"Палитра"
"Сказки для первоклашки"
ПМПК
2
2
1
4
2
2
1
1
4
4
1
4
3
4


4
6
6
6
12
28





4
15
16
6
48
4

89
2 Мостепаненко Т.И.
Педагог-психолог
Развиваемся в движении

Лабиринт
ПМПК
4

2
2

2
8

4
6


4
4

4
36   16

8
34
3 Кривуля А.П.
Учитель-дефектолог
"Волшебные узоры"
"Занимательное письмо и чтение"
"Посмотри вокруг"
ПМПК
2

2
2
2

2
2
4

4
4


5
3
4
4

4
4
10   8
13

11
32
4 Богачкова Н.Л.
Педагог-психолог
"Школа внимания"
"Я учусь владеть собой"
Лесенка радости (проф.)
Лесенка радости (разв.)
ПМПК
2
1
1
1
2
2
1
1
4
2
1
1
5
6


4
4
4
12
4
36

1
13
10
12
4
35
5 Склярова В.В.
Педагог-психолог
"Переменка"
Грамматика в кармашке
Лесенка радости
ПМПК
3
1
1
2
2
1
6
2
1
9


4
4
5
12
36

2
22

12
34
6 Катречко И.С.
Педагог-психолог
"Зеркало перемен"
Успешная команда
Скрининг УУД
2
4
2
2
1
1
4
4
2
8

8
12
12
36
1
24
48
24
96
7 Савченко К.И.
Педагог-психолог
0,5 ставки
"Остров Сокровищ" 3 2 6 3 4 18   15


15
8 Кривуля А.П.
Педагог-психолог
"Секреты внимания"
"Школа умножения"
"Школа внимания"
2
2
2
2
2
2
4
4
4
  4
4
4
36   8
8
8
24
9 Лиджиева Т.Н
Учитель-логопед

Учитель-дефектолог
0,5 ставки
"Красивое письмо"
"Домик звуков"
"Наш мир"
"Учись учится"
ПМПК
2
2
2
3
2
2
3
2
4
4
6
6
3
3


4
4
4
4
4
34   8
8
8

4
28
10 Титова О.С.

Учитель-дефектолог
0,5 ставки
Учимся читать и писать грамотно 4 1 4 6 4 10   20

0

20
11 Чайка Р.П.

Педагог-психолог
0,5 ставки
"Ступени творчества"


Профориентация
2 2 4


5
8 18   16


5
21
12 Катречко О.В.

Педагог-психолог
0,5 ставки
"Королевство внутреннего мира
"Жизненные навыки"
5-6 кл.
2

2
2

2
4

4
1 6

8
18   13

16

29
13 Кунакова Н.Ю.
Педагог-психолог
0,5 ставки
"Сопровождение детей в трудной жизненной ситуации"
"Скрининг психологического здоровья школьника"




2




2




4
5



12
18



2
5

24


29
    ИТОГО всего групп   групповых часов индивидуальных занятий (час) средняя наполняемость групп всего часов групп на базе школ детей
69   122 99 3 334 10 486